«Веселая мастерская»

Формирование национальной идентичности на студии изо
«Веселая мастерская»
Формирование национальной идентичности на студии изо
 «Веселая мастерская»
    Если мы хотим чтобы наше будущее было добрым, светлым, чтобы мы все жили в дружбе, для этого нужно наше подрастающее поколение научить ценить свой язык, традиции, культуру своего народа, а также с уважением относится к культуре других народов. Наступивший ХХI век можно назвать веком взрыва идентичностей. Национальная идентичность – это самоопределение, самопричисление индивидов и групп к координатам национальной общности. При этом национальная идентичность является не только последствием архаизации, локализации, но и способом, инструментом интеграции народов в современный мир.
    Концептуальная основа новых образовательных стандартов – Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России – определяет формирование национальной идентичности как одну из приоритетных задач современного общества. Именно это направление было избрано и педагогическим коллективом гимназии в качестве направления инновационного поиска. Проект «Формирование российской социокультурной идентичности в глобальном информационном обществе» включает несколько направлений, в том числе и направление «Культурные ценности России», в рамках реализации которого в учебный план внеурочной деятельности для учащихся основного общего образования включена программа «Веселая мастерская».
    Данная программа направлена на формирование и системы базовых ценностей, определенных «Концепцией воспитания детей в Иркутской области»: Человек, Отечество, Знание, Природа, Человечество, а также предполагает работу по формированию ценностей: Человек, Мир, Отечество, Культура, из числа базовых национальных ценностей, выявленных на основе анализа диагностики личностного роста гимназистов как особо востребованные и отвечающие вызовам времени.
    Программа кружка обеспечивает реализацию миссии гимназии, которая заключается в Формировании социально-ориентированной компетентной личности гимназиста, идентифицирующего себя как гражданина России.
   Занятия «Веселой мастерской» обеспечивают ребенку осознание ценности культуры русского народа в процессе освоения основ народного прикладного искусства – росписи, изготовления игрушек, - через осознание ценности собственного труда и труда другого человека, как современника, так и предка.
   Особый интерес учащихся вызывают занятия, связанные с особенностями изготовления и использования традиционной куклы. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
   Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.
   В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Именно поэтому необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции изготовления русской куклы, к сожалению, частично утраченные, а вместе с ними утрачен большой пласт нашей истории и культуры.
   Впервые с технологией изготовления русской куклы я познакомилась на курсах, освоила технологию изготовления обрядовых и обереговых кукол.
   Особенность изготовления кукол из ткани без иголок, способом скрутки и приклеивания разных элементов и деталей. Этот способ вызывает интерес не только взрослого-художника, но позволяет привлечь к этому творчеству и детей.
   Занятия «Веселой мастерской» рекомендованы для детей в разновозрастной группе. При этом дети из старшей группы нередко становятся помощниками для учащихся начальных классов, которые занимаются в младшей группе. Материал усваивается лучше, если сочетаются теория и практика, потому что лучше, как гласит народная мудрость, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но еще важнее – попробовать самостоятельно выполнить работу.
   Ребята начальных классов изготавливают более простые объемные куклы из бумаги, а также куклы-скрутки из ткани. Поскольку младшим школьникам еще сложно выполнять изделия из ткани, на начальном этапе я применяю способ объемной аппликации.
   Занимаясь аппликацией, ребята приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Весь процесс способствует развитию мелких и точных движений кисти руки: вырезание, наклеивание бумажных деталей, - ряд последовательных операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что создание условий для развития моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность.
  Старшие учащиеся пятых, шестых, восьмых классов создают обереговые куколы: куватку, пеленашку, кубышку-травницу.
  Особенность изготовления данных кукол в том, что кроме приобретения технологических навыков учащиеся знакомятся с русским фольклором, историей русского быта. Например, история куклы позволяет узнать о том, что лицо у традиционных русских кукол не изображалось, так как считалось, что без лица кукла – вещь неодушевленная и не сможет причинить живому человеку какое-либо зло. В то время как по древнейшим представлениям, если у куклы будет лицо, то кукла как бы оживет, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому такая безликая кукла служила оберегом.
  Занятия декоративно-прикладным искусством формирует эстетический вкус, дает ребятам необходимые творческие знания, при работе с тканью, развивают трудовые умения и навыки, т.е осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Успехи в декоративно-прикладным искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. В течении учебного года учащиеся демонстрируют свои изделия на мини-выставках, в гимназии, тематических региональных выставках «В кукольном царстве, государстве» , городских выставках            « Подснежник».

Комментарии