Формирование
национальной идентичности на студии изо
«Веселая
мастерская»
Формирование
национальной идентичности на студии изо
«Веселая мастерская»
Если мы хотим чтобы наше будущее было добрым, светлым, чтобы мы все жили
в дружбе, для этого нужно наше подрастающее поколение научить ценить свой язык,
традиции, культуру своего народа, а также с уважением относится к культуре
других народов. Наступивший ХХI век можно назвать веком взрыва идентичностей.
Национальная идентичность – это самоопределение, самопричисление индивидов и
групп к координатам национальной общности. При этом национальная идентичность
является не только последствием архаизации, локализации, но и способом,
инструментом интеграции народов в современный мир.
Концептуальная основа новых образовательных стандартов – Концепция
духовно-нравственного воспитания гражданина России – определяет формирование
национальной идентичности как одну из приоритетных задач современного общества.
Именно это направление было избрано и педагогическим коллективом гимназии в
качестве направления инновационного поиска. Проект «Формирование российской
социокультурной идентичности в глобальном информационном обществе» включает
несколько направлений, в том числе и направление «Культурные ценности России»,
в рамках реализации которого в учебный план внеурочной деятельности для
учащихся основного общего образования включена программа «Веселая мастерская».
Данная программа направлена на формирование и системы базовых ценностей,
определенных «Концепцией воспитания детей в Иркутской области»: Человек,
Отечество, Знание, Природа, Человечество, а также предполагает работу по
формированию ценностей: Человек, Мир, Отечество, Культура, из числа базовых
национальных ценностей, выявленных на основе анализа диагностики личностного
роста гимназистов как особо востребованные и отвечающие вызовам времени.
Программа кружка обеспечивает реализацию миссии гимназии, которая
заключается в Формировании социально-ориентированной компетентной личности
гимназиста, идентифицирующего себя как гражданина России.
Занятия «Веселой мастерской» обеспечивают ребенку осознание ценности
культуры русского народа в процессе освоения основ народного прикладного
искусства – росписи, изготовления игрушек, - через осознание ценности
собственного труда и труда другого человека, как современника, так и предка.
Особый интерес учащихся вызывают занятия, связанные с особенностями
изготовления и использования традиционной куклы. Являясь частью культуры всего
человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его
индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность
традиционной народной куклы.
Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.
Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом
повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса
воспитания детей. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого
рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения
русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего
народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции
своих предков. Именно поэтому необходимо изучать, возрождать и развивать
богатые традиции изготовления русской
куклы, к сожалению, частично утраченные, а вместе с ними утрачен большой пласт
нашей истории и культуры.
Впервые с технологией изготовления русской куклы я познакомилась на
курсах, освоила технологию изготовления обрядовых и обереговых кукол.
Особенность изготовления кукол из ткани без иголок, способом скрутки и
приклеивания разных элементов и деталей. Этот способ вызывает интерес не только
взрослого-художника, но позволяет привлечь к этому творчеству и детей.
Занятия «Веселой мастерской» рекомендованы для детей в разновозрастной
группе. При этом дети из старшей группы нередко становятся помощниками для
учащихся начальных классов, которые занимаются в младшей группе. Материал
усваивается лучше, если сочетаются теория и практика, потому что лучше, как
гласит народная мудрость, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но еще важнее
– попробовать самостоятельно выполнить работу.
Ребята начальных классов изготавливают более простые объемные куклы из
бумаги, а также куклы-скрутки из ткани. Поскольку младшим школьникам еще сложно
выполнять изделия из ткани, на начальном этапе я применяю способ объемной
аппликации.
Занимаясь аппликацией, ребята приобретают ряд практических умений,
полезных для общего развития. Весь процесс способствует развитию мелких и
точных движений кисти руки: вырезание, наклеивание бумажных деталей, - ряд
последовательных операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности,
выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что создание
условий для развития моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность.
Старшие учащиеся пятых, шестых, восьмых классов создают обереговые
куколы: куватку, пеленашку, кубышку-травницу.
Особенность изготовления данных кукол в том, что кроме приобретения
технологических навыков учащиеся знакомятся с русским фольклором, историей
русского быта. Например, история куклы позволяет узнать о
том, что лицо у традиционных русских кукол не
изображалось, так как считалось, что без лица кукла – вещь неодушевленная и не
сможет причинить живому человеку какое-либо зло. В то время как по древнейшим
представлениям, если у куклы будет лицо, то кукла как бы оживет, в нее могут
вселиться злые силы. Поэтому такая безликая кукла служила оберегом.
Занятия декоративно-прикладным искусством формирует эстетический вкус,
дает ребятам необходимые творческие знания, при работе с тканью, развивают
трудовые умения и навыки, т.е осуществляют психологическую и практическую
подготовку к труду, к выбору профессии. Ребенок с творческими способностями -
активный, пытливый. Успехи в декоративно-прикладным искусстве рождают у детей
уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости
перед новым видом деятельности. В течении учебного года учащиеся демонстрируют
свои изделия на мини-выставках, в гимназии, тематических региональных выставках
«В кукольном царстве, государстве» , городских выставках « Подснежник».
Комментарии
Отправить комментарий